«Кредиты, которые РФ выдаёт как невозвратные, производят впечатление хищения...»
Михаил Делягин

На белорусской границе стали задерживать в сотни раз больше украинских мужчин, чем в 2023 году, и в четыре раза больше, чем в 2024 году. Об этом сообщило украинское издание Слідство.Інфо.
По официальным данным Белоруссии что в 2025 году в пограничной зоне между странами задержали 1,4 тысячи мужчин призывного возраста, в то время как годом ранее задержанных было лишь 326.
Проводник по имени Евгений, переправляющий украинцев через границу, рассказал украинским журналистам, что вылавливают лишь малую часть перебежчиков.
«Сколько там ходил — ни разу не поймали», — утверждает сталкер и добавляет, что украинцев высаживают в 10−30 километрах от границы, а затем осторожный пеший поход в Белоруссию продолжается от трёх до шести дней.
Скотт Риттер: Путин вначале купился на «дух Аляски» — но теперь с иллюзиями покончено, разговор с Трампом будет жестким
Переговоры будут вестись, но конфликт на Украине закончится лишь тогда, когда это будет выгодно России
При этом отмечается, что на границе с остальными странами такого прироста беглецов не наблюдается. А на наиболее популярных среди уклонистов направлениях побега — в Румынию и Молдавию — и вовсе заметен спад числа задержанных — на 11 и 39 процентов соответственно.
По информации из Белоруссии, все ухилянты, обнаруженные при пересечении границы, отправляются в Комитет государственной безопасности республики, где их подробно расспрашивают о военных объектах Украины и целях «визита» в Беларусь. О дальнейших судьбах перебежчиков Минск молчит. Зато сообщает, что в 2026 году планируется укрепить границу с Украиной, снабдив её ещё пятью заставами.
В то же время новый министр обороны Украины Михаил Федоров сообщил депутатам Рады, что в розыске находятся 2 миллиона уклонистов от прохождения службы и 200 тысяч украинцев, самовольно оставивших воинские части.
О том, почему именно Белоруссия стала главным направлением для бегства украинских уклонистов от службы, «Свободной Прессе» рассказал бывший депутат Верховной Рады и секретарь Луганского обкома Компартии Украины (до 2015 г.) Спиридон Килинкаров:
— Где есть дырка на границе — туда и бегут. Им абсолютно всё равно — в какую страну, лишь бы с Украины. По всей видимости, кто-то организовал возможность уходить в Белоруссию, они туда и ринулись. Это же вопрос, связанный и с финансами — не так просто взять и перейти границу, потому что она заминирована.
«СП»: Заминирована с украинской стороны?
— Конечно, на два километра вглубь Украины.
Значит кто-то открыл какую-то дырочку на пару метров в ширину, и этого достаточно, чтобы организовать устойчивый и прибыльный бизнес. Есть спрос на бегство с Украины — предприимчивые люди обеспечивают предложение.
Желание бежать с Украины — это нормальный инстинкт самосохранения. Люди понимают, что пребывать на территории, которая контролируется киевским режимом, абсолютно бесперспективно и смертельно опасно.
Они не могут свободно передвигаться, не могут выйти на улицу, где их поймают и отправят на фронт, бросят в мясной штурм. Кто сможет долго существовать в таких условиях?
«СП»: Белоруссия не рассказывает о дальнейших судьбах перебежчиков после из посещения КГБ. Известно ли что-нибудь об этом?
— Я думаю, большинство обходятся банальными штрафами, после чего легализуются в Белоруссии. А дальше некоторые остаются, другие выезжают с территории Белоруссии.
Понятно, что в первую очередь спецслужбы выясняют цель незаконного пересечения границы. У него могут быть разные мотивы. Но одно дело — убежал от ТЦК. С таких и спроса особого нет. Но там же могут быть и диверсанты, ведь Украина рассматривает Беларусь, как врага.
Поэтому с каждым из тех, кто перешёл границу, внимательно разбирается КГБ Белоруссии.
«СП»: А куда они могут потом уехать из Белоруссии?
— Стран, в которых принимают людей с украинским паспортом без виз, достаточно много. Куда хотят — туда и едут.
«СП»: Новый министр обороны Украины озвучил цифру: 2 миллиона уклонистов. Что за этим последует, как их искать будут?
— Когда говорят о 2 миллионах, то речь идёт о гражданах от 17 до 60 лет, которые не явились в военкомат, чтобы встать на учёт или обновить свои данные.
Это — не те, кто стоят на учёте, но бегают от мобилизации, поэтому и цифра такая большая.
Любая встреча с государством для них подразумевает проверку — стоишь ли на учёте.
«СП»: Как вы оцениваете сегодняшние настроения в украинской армии?
— А какие могут быть настроения, если армия отступает? Психоэмоциональное состояние понятное. Морально большинство солдат подавлены. Есть усталость у тех, кто находится на поле боя четыре года без ротации.
Насильно мобилизованных очень быстро утилизируют, они устать не успевают, поскольку их живучесть на поле боя — несколько часов.
Битва за Купянск: Русские телеграм-предатели сдали город украинцам — но те опровергают наших «всепропальщиков»
Что на самом деле происходит в главной «фортецi» восточной Харьковщины
А элитные подразделения, которые стоят на второй линии в качестве заградотрядов или контролируют ситуацию издалека, просто устали. Потери в этих подразделениях меньше, но для власти они, как раз, — самые опасные и неудобные. Уйти на гражданку законно у них возможности нет. Единственный из всей армии, кто получил такую возможность — генерал Залужный.
Именно эти опытные солдаты и уходят с фронта с оружием в руках, и попробуй их задержи — они подготовлены лучше любого милиционера.
Фронт держится исключительно благодаря насильственно мобилизованным, которых бросают, как мясо, и системе заградотрядов, но и там настроения пораженческие, оттуда бегут.
«СП»: С начала года прозвучало уже много прогнозов относительно окончания СВО. Спиридон Павлович, а на ваш взгляд, когда это может произойти, и какие условия для этого должны совпасть?
— Я думаю, что в 2026 году, и даже — в ближайшие месяцы может быть прекращение огня. Но это ещё не окончание СВО, которая будет завершена только при достижении тех целей и задач, которые озвучил верховный главнокомандующий России.
Это означает, что если прекратились боевые действия — открылось окно возможностей для политического и дипломатического решения. И окончательное завершение СВО будет зависеть от того, выполнит ли противная сторона переговорные обязательства, или нет. Если нет — СВО продолжится.
Сводки СВО, новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».